За последние десятилетия практически во всех сферах российского общества стали востребованными психологическая помощь и психологические услуги. Если до начала ХХI века запрос на психологов определялся проблемными аспектами работы с детьми в учреждениях дошкольного и основного общего образования, то в последние годы в условиях непрерывных трансформаций, возрастания неопределенности и рисков жизнедеятельности, определивших многократное увеличение нагрузок и перегрузок на психику современных людей, в нашей стране появились психологические службы и центры, как государственные, муниципальные, так и частные, специалисты которых осуществляют профессиональную психологическую деятельность.
Профессиональная психологическая деятельность, согласно последней версии проекта Закона РФ «О психологической помощи», уже более десятилетия разрабатываемого в нашей стране, определяется как «профессиональная деятельность психолога, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы по оказанию психологической помощи, проведению психологических экспертиз, психологической диагностики, психологической профилактики, психологической реабилитации, психологической коррекции, психологическому просвещению, психологическому консультированию, психотерапии».[Проект Закона РФ "О психологической помощи]
Фактом признания профессионально-психологической деятельности как реального, распространенного, востребованного в современном обществе феномена стали разработка и утверждение в нашей стране, в соответствии с общемировой практикой, профессиональных стандартов.
К настоящему времени утверждены и действуют три стандарта. Профессиональные стандарты «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования) (24.07.2015 г.), «Психолог с социальной сфере» (18.11.2013 г., новая редакция – от 14.09.2023 г. вступает в силу 01.09.2024), «Психолог-консультант» (14.09.2022 N 537), разработанные и утвержденные Министерством труда и социальной защиты РФ. Профессиональные стандарты определяют содержание и направления профессиональной деятельности психологов, системно представляют обобщенные трудовые функции, а также реализующие их трудовые действия, умения и знания, необходимые для успешного выполнения профессиональной деятельности. В настоящее время разрабатываются и другие профессиональные психологические стандарты, в частности профстандарт «медицинский (клинический) психолог» и др.. [Катков А.Л. Профессиональные стандарты в психотерапии //Психологическая газета (psy.su)//
Клинические психологи сегодня востребованы во многих сферах - в системе образования, социальной сфере, в спорте, психологическом консультировании клиентов и т.д.
Но, что очень важно, – исключительной прерогативой клинических психологов является право работать в медицинских учреждениях. Чтобы его реализовать, будущим специалистам предстоит много и серьезно учиться, трудиться, проявлять активность во время прохождения практик в профильных учреждениях и т.д.
Курс «Введение в клиническую психологию» - пропедевтический, т.е. подготовительный, излагающий базовый материал и формирующий представления об основных и наиболее значимых аспектах клинической психологии и профессиональной деятельности клинических психологов.
Итак, в рамках курса «Введение в клиническую психологию» предстоит:
- ознакомиться с предметной областью клинической психологии, рассмотреть ее ключевые понятия, подходы, этические модели, используемые методы и методики,
-систематизировать представления о разнообразных нарушениях психики – когнитивных, эмоциональных, поведенческих, личностных расстройствах.
- осознать, что острый или хронический стресс разрушают равновесие во внутренней среде и запускают развитие заболеваний в наиболее уязвимых системах организма, существенно, что данный процесс опосредуется психикой человека, его стратегией реагирования на стресс;
- понять, что течение любого заболевания и процесс выздоровления в многом зависят от отношения человека к своей болезни, и в целом, развитие большинства существующих заболеваний определяется взаимосвязью психического фактора и соматического, т.к. постоянный высокий уровень тревожности и ожидания неблагоприятных событий, отрицательные эмоции, постоянно сопровождающие жизнь человека, - создают высокий риск развития психических расстройств и психосоматических заболеваний, усугубляют протекание уже имеющихся у человека болезней.